< ?>< ?>< ?>< ?> Прокуратура Центрального округа г. Краснодара - Официальный сайт - Новости

О расширении полномочий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

 

С 13.08.2019 вступили в силу дополнения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 № 311 в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Теперь, в случае поступления сообщения о пропаже несовершеннолетнего ребенка, при наличии письменного согласия одного из его родителей или лиц, их заменяющих, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, уполномочен в течение 24 часов с момента поступления такого сообщения получать информацию о местоположении абонентского устройства (телефона и др.), находящегося у несовершеннолетнего, и данные о его соединениях с иными абонентами и их номерами путем снятия информации с технических каналов связи.

Помощник прокурора                                                                                                                 Н.А.Верховский

 

 

Участие прокурора по делам о лишении родительских прав

 

Действующим законодательством предусмотрено обязательное участие прокурора при рассмотрении судами дел о лишении родительских прав.

Лишение родительских прав представляет собой крайнюю меру, применяемую к недостойным родителям в тех случаях, когда не удалось заставить их должным образом относиться к выполнению ими своих родительских обязанностей. Оно возможно только в судебном порядке и только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

В частности, как следует из ст. 69 СК, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни либо здоровья супруга.

Достаточно одного из упомянутых оснований для принятия судом решения по делу о лишении родительских прав. Необходимо обратить внимание на основание, приведенное в ст. 69 СК РФ – родители уклоняются от выполнения своих обязанностей. Оно всегда присутствует в исках по делам о лишении родительских прав в совокупности с другими основаниями, указанными в ст. 69 СК РФ. Это обусловлено тем, что сама формулировка является достаточно расплывчатой. Доказать в суде одно только уклонение от исполнения обязанностей родителей довольно сложно, если нет каких-либо других оснований по ст. 69 СК РФ.

Законодатель не поясняет, что имеется в виду под злостным уклонением от уплаты алиментов.

Однако разъяснение дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 марта 1969 года № 46. Согласно данному Постановлению Пленума Верховного Суда РФ, под уклонением родителей от уплаты по решению суда средств на содержание детей следует понимать не только прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов на детей, но и сокрытие лицом своего действительного заработка, смену работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу, уклонение с той же целью от трудовой деятельности и иные действия, свидетельствующие об уклонении от уплаты по решению суда средств на содержание детей. Вопрос о том, является ли уклонение от уплаты по решению суда алиментов на детей злостным, должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом продолжительности и причин неуплаты лицом алиментов и всех других обстоятельств дела. О злостном уклонении от уплаты алиментов могут свидетельствовать, в частности, повторность совершения аналогичного преступления, уклонение от уплаты по решению суда алиментов, несмотря на соответствующие предупреждения, розыск лица, обязанного выплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения и т.д.

В судебном процессе должны быть доказаны обстоятельства, бесспорно подтверждающие наличие вины родителя и факт того, что изменение поведения родителя в лучшую сторону невозможно.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. Другие заинтересованные лица могут только обратиться с заявлением в органы опеки и попечительства либо к прокурору, которые решают вопрос, обоснованно ли такое заявление и в зависимости от этого – следует ли обращаться в суд.

В первом полугодии 2019 года судами республики рассмотрено 86 дел данной категории, судебные постановления по которым вынесены в соответствии с заключениями прокуроров.

Заместитель прокурора округа                                                                                                  И.И.Лабашев                                  

 

 

Совершение коррупционных нарушений влечет ограничение для участников закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

Антикоррупционные требования к участникам закупок закреплены в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, не допускается участие в закупках юридического лица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Еще одним условием является отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Исключением являются лица, у которых такая судимость погашена или снята, а также случаи неприменения в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если они связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

В том случае, если заказчик не отвечает указанным требованиям, аукционная комиссия отклоняет его заявку.

Государственный (муниципальный) контракт, заключенный с такой организацией, подлежит безусловному расторжению заказчиком в одностороннем порядке вне зависимости от стадии исполнения.

Для обеспечения заинтересованным лицам возможности получения сведений о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Генеральная прокуратура Российской Федерации ведет соответствующий реестр. Так, за 2018 год в реестр включено 383 юридических лица. По состоянию на сентябрь 2019 года - 139 юридических лиц.

Старший помощник прокурора округа                                                                                    И.В.Христинич

 

 

Утвержден обзор судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа

 

10.07.2019 Президиумом Верховного суда РФ утвержден обзор судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (статья 76.2 УК РФ).

Указанный институт уголовного права является достаточно новым для правоприменительной практики в России. В связи с этим, при применении указанной нормы законодательства возникают вопросы, которые Верховный суд РФ изучил и обобщил практику освобождения от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 76.2 УК РФ.

Проведенное обобщение показало, что суды в основном правильно применяли уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в указанной сфере, руководствуясь при этом разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ.

Положения указанной нормы одинаково применимы как к материальным составам преступления, так и формальным, когда диспозиция соответствующей статьи УК РФ не предусматривает причинение ущерба или иного вреда в качестве обязательного признака объективной стороны преступления.

Законодатель также указывает на наличие обязательных условий, при которых возможно применение ст. 76.2 УК РФ: лицо, совершившее преступление, относится к лицам, впервые совершившим преступление; совершенное преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; ущерб, причиненный преступлением, должен быть возмещен либо иным образом заглажен. При этом обязательным условием является наличие согласия подозреваемого с прекращением уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, поскольку указанное основание прекращения уголовного дела относится к числу нереабилитирующих.

Различные уголовно наказуемые деяния влекут наступление разного по своему характеру вреда, поэтому предусмотренные ст. 76.2 УК РФ действия, направленные на заглаживание такого вреда и свидетельствующие о снижении степени общественной опасности преступления, нейтрализации его вредных последствий, не могут быть одинаковыми во всех случаях, а определяются в зависимости от особенностей конкретного деяния.

При этом возможные способы возмещения ущерба и заглаживания причиненного преступлением вреда законом не ограничены. Вред, причиненный преступлением, может быть возмещен в любой форме, позволяющей компенсировать негативные изменения, причиненные преступлением охраняемым уголовным законом общественным отношениям.

Старший помощник прокурора округа                                                                                              Е.И.Нелина  

 

 

Ужесточена ответственность за подделку документов и использование подложных документов

 

Федеральным законом от 26.07.2019 № 209 внесены изменения в статью 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Теперь подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях их использования или сбыт таких документов наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Ранее за данные деяния предусматривалось наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Также установлена ответственность за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта, а равно использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей, бланков в виде ограничения свободы на срок до одного года, либо принудительных работ на срок до одного года, либо лишения свободы на срок до одного года.

Кроме того, за подделку документа, а также за его приобретение, хранение, перевозку и использование с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение предусмотрена уголовная ответственность в виде принудительных работ на срок до четырех лет либо лишения свободы на тот же срок. Ранее такое наказание предусматривалось только за подделку документа, совершенную с данной целью.

Изменения вступили в силу.

Старший помощник прокурора округа                                                                                              Н.В.Блохин